Домой / СТАТЬИ / Изучаем географию с детьми

Изучаем географию с детьми

Здравствуйте, наши дорогие читатели!

Сегодня мы хотим поговорить об изучении географии с детьми.

Т.к. дети по своей природе очень любознательные, то география — для них — это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Ведь география — это не только изучение стран, материков, морей и океанов, но и изучение растительного и животного мира, климата, стран и народностей, их культур и обычаев и т.д. А также география очень тесно связана с экологией. Поэтому изучение географии — это просто кладовая новых и интересных знаний для вашего ребенка!

Начинать изучение географии можно разными способами:

  • От мелких объектов к крупным — например, начать изучение со своего города, страны и перейти к странам и материкам.
  • Или наоборот, сначала познакомить ребенка с крупными объектами карты — материками и океанами, а потом «делить» их на страны, города и т.д.

Оба способа хорошие — выбирайте тот, что заинтересует вас и вашего ребенка.

В изучении основ географии вам не обойтись без таких предметов как Глобус и Карта.

Глобусы сейчас представлены в различных вариантах — выбрать можно любой, в зависимости от целей вашего изучения. Но главное, это то, что глобус поможет понять вашему малышу как же выглядит наша планета (примерно такой ее видят космонавты из космоса).

А чем раньше в детской комнате появится географическая карта — тем лучше. Даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает, рано или поздно он ей заинтересуется. Даже если время от времени обращать внимание на карту, то в скором времени, вы заметите, что ребенок знает названия основных географических объектов.

В изучении географии важно не только запомнить географические объекты, но и разобраться в таких понятиях как пространство, время, расстояния, части света и т.д.

Что можно изучить с ребенком?

  1. Материки (Евразия, Африка, Северная и Южная Америки, Антарктида и Австралия)
  2. Океаны (Антлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский и Южный)
  3. Моря (море — часть океана, ограниченная сушей. Начните изучение с цветных морей -Красного,Желтого, Черного, Белого — выясните, почему они так называются)
  4. Острова (остров — участок суши, окруженный со всех сторон водой. Самый популярный «детский» остров — Мадагаскар)
  5. Стороны света — север и  юг (Северный и Южный полюса), восток и запад (восход и закат солнца)
  6. Времена года (зима, весна, лето, осень)
  7. Понятия день-ночь

Изучая материки, уделите внимание климату (погодным условиям), рельефу (горы или равнины), водным ресурсам (реки и озера), животному и растительному миру (отметьте животных и растений характерных именно для этого региона), населению (страны, народности, их культура и быт).

              

Например, Африка — второй по величине материк. Рельеф преимущественно равнинный, преобладают пустыни (они занимают 30% суши). На севере материка расположена самая большая пустыня в мире — Сахара. Самая высокая точка материка — Вулкан Килиманджаро.  Самая низкая точка материка — дно соленого озера Ассаль. Самая длинная река материка — Нил. Небольшие реки могут полностью пересыхать, из-за климата, который характеризуется малым количеством осадков и высокими температурами.

Характерные растения — кактусы (в пустынях) и пальмы (в тропических лесах)

Африка известна такими животными как слон, жираф, бегемот, обезьяны, зебры, леопарды, крокодилы, попугаи и т.д.

Основное население Африки представлено коренным населением — негроидами — их отличительной чертой является темный цвет кожи. Они  существуют за счет охоты, рыбалки и собирательства, не видя необходимости в благах цивилизации, и потому редко общаются с окружающим миром.

Изучать континенты можно в любом порядке.


 

Не забудьте рассказать о животном и растительном мире рек, морей и океанов!

 

 

 

Изучая с ребенком географию стоит и затронуть вопросы экологии.

Экология — это наука о доме. Для человека, дом — это стены и крыша, для животных леса, поля, горы, для рыб — реки, озера, океаны. Вроде дом для каждого -свой, но для всех вместе — наша планета Земля. И Экология как раз и изучает как все жильцы нашей планеты уживаются и влияют друг на друга. Например, если вырубить лес — испортится воздух, т.к. лес является источником кислорода, которым мы дышим. Без леса погибнут многие животные, для которых лес является домом и т.д. Но в тоже время, без природных ресурсов животные и люди не смогут существовать. Поэтому использовать эти ресурсы надо разумно и беречь то, что дано природой.

Приучать детей бережному отношению к растениям, животным и окружающей среде также надо начинать с детства. Объясняйте детям,о роли каждого растения и животного в природе, например, растения — очищают воздух и т.д. Обучайте правилам поведения в лесу, на реке и т.д. — это не только экология, но и безопасность! А также стоит приучать ребенка к уходу за растениями и животными.

 


Любое обучение стоит начинать тогда, когда ребенок сам начал проявлять интерес и все обучение проводить в игровой форме. Благо, вариантов можно придумать множество, например:

1. Детская литература.

Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Обсудите в какой стране жил сам автор или герои произведения. Найти эту страну на карте и т.д.

Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию.

Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции.

Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари.

Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии.

Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.

Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.

2. Детские мультфильмы.

Этот пункт похож на предыдущий. Есть множество приключенческих мультфильмов, которые можно обсудить с ребенком. После просмотра мультфильма найдите те города и страны, в которых побывали герои и попробуйте по карте проделать тот же путь — посмотрите какие материки и океаны они преодолели и т.д.

Список мультфильмов (многие мультфильмы сняты по литературным произведениям):

  • Путешествия Нильса с дикими гусями
  • Синдбад-мореход
  • Айболит (Африка)
  • Снежная королева
  • Мадагаскар
  • Большое путешествие
  • Карлсон (Швеция)
  • Чиполлино (Италия)

А также есть и специальные детские обучающие мультики, которыми тоже можно воспользоваться:

  • Почемучка
  • Уроки тетушки Совы
  • География для малышей
  • Материк Евразия
  • Модная география

 

3. Воображаемое путешествие

Устройте с ребенком воображаемое путешествие -в ходе которого можно изучить много интересного. План путешествия может быть следующим:

Выбор страны→Выбор транспорта, на котором удобнее совершить путешествие →Обсуждаем, что встретится нам по пути (города, реки, горы и т.д.)→по прибытию в место назначения изучите символику выбранной страны, ее климат, природные особенности и т.д. →познакомьтесь с жителями этой страны (народ, его отличительные особенности, как живут, что едят и т.д.) и т.д.

Будет хорошо, если на карте вы будете отмечать те места, где уже успели «побывать» — так ребенок лучше запомнит информацию.

4. Настольные игры, геопазлы

В настоящее время большой выбор настольных игр с географическим уклоном). Например, Вокруг света за 80 дней, Большое путешествие, Мемо: Флаги, Достопримечательности России и т.д. Все они представлены в разных видах — можно выбрать то, что по душе именно Вам и вашему ребенку.

Геопазлы — это такие пазлы, элементы которых повторяют очертания границ стран, регионов и других географических объектов. С их помощью, дети учат географию, складывая элементы вместе.

       

5. Энциклопедии, атласы, карточки и плакаты.

Энциклопедии пригодятся Вам для поиска ответов на вопросы, которые задаст Ваш Почемучка, а также пригодится и детям — любителям почитать).

Чтобы любая игра заинтересовала ребенка — она должна быть подкреплена хорошими иллюстрациями. Атласы, карточки и плакаты — могут стать отличным подспорьем.

   

6. Прогулки.

Прогулки — отличный способ знакомства в географией. Во-первых, можно изучать растительный и животный мир вашего региона, во-вторых, захватив с собой компас — изучать стороны света, а заодно и научить им пользоваться) и рассказывайте, рассказывайте и рассказывайте.

Чтобы ваши прогулки становились интереснее — устраивайте «походы» или «путешествия» и не так важно куда вы отправитесь на этот раз — в парк, в лес или к реке…..

Посетите зоопарк, а после его посещения вспомните каких животных вы видели и уточните в какой стране они проживают, укажите ее на карте и т.д.

Во время прогулки вы можете спрятать «клад» и нарисуйте карту с условными обозначениями. Обычно дети в восторге от таких игр). Начать игры с картами «кладов» можно начав с карты комнаты, квартиры и т.д., а потом переходить к поискам клада на улице. Сначала карты можно рисовать самостоятельно, а в последствии учить малыша составлять карты самостоятельно.

Прогулки в разное время года — по своему интересны. Зимой можно «оказаться» на северном полюсе, а летом — на экваторе, в африке…. Весной, если удастся — разыскать ручеек и изучить «целые реки» — попробовать найти исток и устье, посмотреть как течет ручеек на ровной поверхности и с возвышенности (сравните равнинные реки и горные — чем они отличаются?), ровно ли течет ручеек или огибает препятствия, а как ведет себя большая река? и т.д.

У воды можно затронуть столько «околоводных» тем, что всех и не перечислить…. А где-нибудь на пляже можно заняться и «географическим» строительством — сооружать горы из песка, прокладывать реки, строить плотины и водохранилища…..

       

7. Реальные путешествия.

Это, пожалуй, лучший способ изучения географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди… Конечно, не все города и страны можно посетить, но даже путешествия в соседние города — хорошее подспорье в изучении географии.

8. Устные игры, игры с картой, загадки, конкурсы, викторины….

Например:

Игра «Я знаю 5 названий…»

Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает.

Игра «Отгадай, что это?»

В игре участвуют дети, знакомые с географической картой.
Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.

Игра «Находилки»

Игрок загадывает географическое название, другой (ие) должны его найти. Можно давать подсказки: что это река, озеро, гора или город…

Геологика:

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

  • Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной… (дождь),
  • Метеоритный, транспортный, финансовый,  воздушный,  людской, дождевой, водный, грязевый, речной… (поток),
  • Наземный, подводный,  спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся… (вулкан),
  • Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной…(песок),
  • Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная… (вода),
  • Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…(облака),
  • Звёздный, весёлый, холодный, теплый,  сильный,  слабый, порывистый,  южный,  северо-западный… (ветер),
  • Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная,   длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная… (волна),
  • Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная… (атмосфера).

 Кто в городе живёт?

Москвичи- живут в Москве, одесситы — в Одессе, японцы — в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

  • Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
  • Омичи (в Омске),
  • Индийцы (в Индии)
  • Куряне (в Курске),
  • Томичи (в Томске)
  • Донетчане (в Донецке, Украина)
  • и т. д.

Блиц-опрос

Например, географические рекорды России:

  • Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),
  • Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
  • Самые высокие горы России (Кавказ),
  • Самая полноводная река России (Лена),
  • Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  • С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
  • Самый большой остров России (Сахалин),
  • Самая длинная горная система России (Урал),
  • Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
  • Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
  • С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
  • Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).

Можно придумать вопросы для любой страны, материка….

География с песнях и пословицах

Русские поговорки и пословицы, а также песни помогут подружится с географией. Можно вспомнить песни и поговорки, в которых упоминаются географические объекты, вместе с ребенком, или предложить ему заполнить «забытые» слова:

  • Язык до… (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
  • Не разом… (город) строилась. (Москва)
  • Нет… (озеро) без омуля и омуля без… (озеро). (Байкал)
  • Без труда не вытащишь и рыбки из… (пруда)

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши) Невезения,
В… (водоём) есть
…(участок суши) Невезения В…(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

 

Жил отважный капитан.

Он объездил много ….(суверенная территория),

И не раз он бороздил …(водоем).

Раз 15 он тонул,

Погибал среди акул,

Но ни разу даже глазом не моргнул.

 

Если долго, долго, долго,

Если долго, по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в …(материк) прийти!

А в ….(материк)…..(водоем) вот такой ширины.

А в….(материк) …..(ландшафт) вот такой вышины.

Ах, крокодилы, бегемоты,

Ах, обезьяны, кашалоты,

Ах, и зеленый попугай!

Ах, и зеленый попугай!

 

 А я иду, шагаю по …(город),

И я еще пройти смогу соленый ….(название) океан,

И …(ландшафт), и ….(ландшафт).

 

Географические загадки:

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …

(Глобус)  

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас)

Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу!
(Компас)

Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг)

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город)

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)

Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток)

Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я…
(Река)

Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
(Море)

Географические загадки-шутки:

— Какой город может находиться в воздухе? (Орел)
— Какой город самый сердитый? (Грозный)
— Какой город самый сладкий? (Изюм)
— Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)
— Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)
— Какой город носит название рыбы? (Судак)
— По какому городу течет кровь? (По Вене)
— Какую реку можно разрезать ножом? (Прут)
— Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков)
— В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.)
— Какую страну можно носить на голове? (Панама)
— Контур какой страны напоминает сапог? (Италия)
— Где текут сухие реки? (На карте)
— Какая река находится у нас во рту? (Десна)
— Какая река носит название посуды? (Таз)

Изучать географию можно не только на уроках в школе, но и так — весело, интересно и познавательно!

Смотрите также

Учимся лепить с малышом)

Лепка – это вид изобразительного искусства, так же как и рисование. Однако занятия лепкой малышу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.