Домой / СТАТЬИ / Изучаем время с ребенком. Тематическая неделька №3

Изучаем время с ребенком. Тематическая неделька №3

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЬКА №3 «Изучаем время» 

Когда пора знакомить ребенка с часами?

Педагоги советуют приступать к занятиям с часами только тогда, когда ребенок достаточно хорошо знает цифры и умеет считать.  Определяет части суток и времена года. Примерный возраст для наглядного знакомства с ходом времени – 5-6 лет.  Для изучения механических часов малышу необходимо уметь считать как минимум до 100 и совершать такие математические операции, как сложение и вычитание. Также ребенок не должен путать цифры. Очень хорошо, если малыш знает, что такое половина, четверть, и свободно оперирует временными понятиями «до» и «после».

Теоретически знакомить ребенка с часами можно и раньше, в возрасте 4-5 лет. Достаточно будет кратких рассказов о делении циферблата, ходе часовой стрелки и основных принципах определения времени. Но не требуйте от ребенка, чтобы он сразу научился называть точное время с минутами или выполнял упражнения, рассчитанные на первоклассников. Проводите занятия ненавязчиво и в игровой форме.

С чего же начать обучение?

Во время первого урока, посвященного ходу времени, расскажите ребенку о делении циферблата и стрелках. Минутную стрелку поставьте на 12 и покажите «ровные часы» (1:00, 2:00 и т. д.). Ребенку будет сложно сразу осознать ход времени, подкрепляйте свой рассказ понятными ему ассоциациями. Например, скажите, что 8:00 – пора идти в детский сад, а в 12:00- время обеда и т.д. Попросите ребенка самостоятельно выставить какое-то время в пределах «ровных часов». Добившись успехов на этом этапе, можно смело переходить к следующему. Расскажите о том, что минутная стрелка совершает полный круг за 1 час. Попробуйте выставлять разное время и просите ребенка определять его.

Чтобы научить ребенка определять время по часам, нужно регулярно обращать его внимание на циферблат. Между делом спрашивайте:  «Сколько времени?» — или просить: «Засеки 10 минут». Ни в коем случае не ругайте ребенка за ошибки и не ленитесь лишний раз повторить с ним азы часовой грамоты.

Изучаем половину и четверть часа.

В использовании для определения времени классических часов сложно обойтись без таких понятий, как «четверть часа» или «половина часа». Как только Ваш ребенок достаточно близко познакомится с циферблатом, стрелками и числами, самое время объяснить и эти условные единицы времени. Помните о том, что дети любые объяснения лучше всего закрепить на практике.

Полезные советы для родителей.

Знакомство ребенка с любой новой глобальной темой лучше проводить в формате ежедневных мини-уроков. Не требуйте от малыша школьной дисциплины, лучше ненавязчиво приглашайте его поиграть с часами. Если ребенок не в настроении лучше не начинать занятие.  Помните: обучение чтению, письму или часовой грамоте не будет продуктивным, если станет неприятной обязанностью. Самый полезный совет о том, как научить ребенка пониманию по часам, – поддерживать интерес к этой теме. Старайтесь регулярно говорить о времени. Рассказывайте о видах часов, покажите механический таймер и секундомер.

Как закрепить полученный результат?

Чтобы качественно закрепить новые знания, их требуется регулярно использовать на практике. Позвольте ребенку самостоятельно следить за временем и объясните ему, насколько важно быть пунктуальным. Пускай малыш время от времени напоминает, во сколько нужно выйти из дома. Вместе можно засекать продолжительность игр, мультиков и других дел. Приобретите песочные часы на 5, 10 минут и пусть ребенок засекает время для своих дел.  Подобное занятие обязательно увлечет ребенка. Предложите засечь по часам, как долго готовится еда, набирается ванна, идет телепередача. Это простое упражнение замечательно учит чувствовать время.

Обучая ребенка понимать время по часам, старайтесь сами быть примером для него. Развивая в малыше чувство пунктуальности, не опаздывайте сами, учите его беречь время и подкрепляйте это собственными поступками.

Игры с ребенком для изучения времени:

  1. Игрушечные часы (Разыгрывайте различные ситуации: уложите куклы спать в 21:00, или поставьте машину в гараж в 18:00, покормить игрушки в 12:00 и т.д.)
  2. Самодельные часы (смастерите часы из бумаги/картона вместе с ребенком, расскажите о часовой и минутной стрелках)
  3. Используйте дидактический материал (карточки, плакаты, книги, различные пособия, чем разнообразнее игры и занятия, тем интересней ребенку и Вам не наскучит однообразие).
  4. Смотрите обучающие мультики, видеоролики на эту тему.
  5. Расскажите ребенку о часах: как они появились, какие были и какие они сейчас (для расширения кругозора). 
  6. Для закрепления результата используйте различные задачки (купите или распечатайте).

Например:

—  напиши, сколько сейчас время?

— механические и электронные часы: покажи, какие часы показывают одинаковое время?

— сколько будет время через 15 минут?

И прочие задания, их в интернете без труда можно найти в огромном количестве.

 

СТИХИ О ЧАСАХ, ВРЕМЕНИ…

1.Часы идут за днями дни.

Часы бегут за веком век…

— Куда торопитесь, Часы? —

Спросил однажды человек.

Часы ужасно удивились.

Задумались.

Остановились.

Андрей Усачёв

*****

2.Часы бывают разные

Есть детские, есть важные.

Будильники пузатые,

Настенные глазастые,

Карманные почтенные,

Наручные надменные,

Настольные серьёзные

И башенные грозные.

Бегут часы по кругу

И всё им нипочём.

Шаги часы-минуты

Чеканят день за днём.

Но ход часов бывает

По важности причин

Неверным и неточным,

Мы это им простим.

Одни бегут торопятся,

Другие отстают.

Вдруг кто-то остановится, —

Идти перестают.

Но нам винить не стоит

Помощников своих

За их порой неточности

Ведь нет часов плохих.

Прошу вас оглянуться

И убедиться нам,

Что жизнь вокруг налажена

И мчится по часам.

Приносят пользу всякие

Нам ходики-друзья.

Жить помогают собрано

Секундами звеня.

Песочные стройняшки,

Спортивные близняшки,

Скромняги электронные,

Да солнечные сонные.

Абоимов К.

*****

3.Шли часы через дорогу,

На свиданье к носорогу,

А навстречу шли часы

За батоном колбасы.

Шли часы в библиотеку,

Шли на поезд и в аптеку,

Шли часы на самолет,

И с коньками шли на лед.

Шли часы на именины,

Шли в музей смотреть картины,

Шли в кино и на футбол,

Шли купить красивый стол.

Шли часы на одеяле,

Шли на башне на вокзале,

Шли, чирикая в кармане,

Кукарекая в тумане,

Шли часы по всей стране,

Шли кукуя на стене,

Под подушкой у меня

Шли заливисто звеня!

Юнна Мориц

*****

4.Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

Орлов В.

*****

5.Тик-так, идут часы,

Спешит куда-то стрелка,

По кругу колесит

И скачет, словно белка.

Ведя отсчет минут,

За ней ползет другая.

Ей в тягость этот труд –

Ленивая какая!

А третья стрелка спит,

Часы во сне считает,

А время не стоит

И быстро пролетает.

Каменев Т.

*****

6.Тик-так, тик-так –

Подают часы нам знак:

Тик-так, тик-так –

Каждый звук – безделью враг!

А работе этот стук –

Самый-самый лучший друг!

Тик-так, тик-так –

Ты согласен, или как?

Ткач Е.

*****

7.Тихо тикают часы.

Стрелки – длинные усы.

Час за часом каждый день

Им ходить совсем не лень.

Круглощёкий циферблат

Подсказать нам время рад.

Цифры – как веснушки.

Шляпка на макушке.

Эта шляпка в нужный час

Зазвенев, разбудит нас.

Тик-так, тик-так!

Без часов нельзя никак!

Гурина И.

*****

8.Часики наручные – точные, беззвучные,

Стильные и модные,

В меру быстроходные.

Все успеете вы в срок,

Пунктуальность – ваш конек!

*****

9.Учу свои часы ходить:

— С утра вам лучше не спешить.

Ведь люди так хотят поспать,

А вы: «Вставать пора, вставать!»

Вот удеру тайком на пляж –

Крутите стрелки-усики,

Пожалуйста, помедленней,

Чтоб высох чуб и трусики.

Зато, когда я в школе –

Вы побыстрей бегите!

А то на вас посмотришь,

А вы как будто спите.

А если вдруг накажут

За что-нибудь меня –

Пусть стрелки так мелькают,

Как искорки огня.

Чтоб я покинул угол

Как можно поскорей

И смог еще с ребятами

Успеть сыграть в хоккей.

Шимко И.

*****

10.Не могу понять никак —

Где в часах сидит Тик-Так?

Разобрал я весь будильник,

Там деталей целый воз!

Стрелок, винтиков, пружинок,

Разных зубчатых колёс…

Нет Тик-Така! Где Тик-Так?

Не поймать его никак.

Починил часы мой папа,

Вновь будильник заходил…

Видно, он поймал Тик-Така

И на место посадил.

Гамазкова И.

*****

11.Всю-то ночь часы стучат.

Ни минуты не молчат!

Я прошу: «Часы, постойте,

Вы меня не беспокойте,

Дайте мне еще поспать,

Так не хочется вставать!»

А часы в ответ: «Тик-так,

Просыпайся же, чудак!

Ночка где-то далеко,

Солнце в небе высоко,

Славный ждет тебя денечек,

Открывай глаза, дружочек!»

Чупрова Н.

*****

12.Бьют вразброд часы стенные.

Часовщик, прищурив глаз,

Крутит винтики стальные,

Чинит часики для нас.

Напоследок, щёлкнув дверцей,

Он пружину заведёт,

Чтоб опять стучало сердце

Дни и ночи напролёт.

Чтобы маленькая стрелка

Стрекотала на бегу

И вертелась, точно белка,

В самом маленьком кругу.

Чтобы мерила минутки

Стрелка длинная для нас,

А другая дважды в сутки

Отмечала каждый час.

Чтоб они не отставали

От других своих подруг —

Тех, что в школе, на вокзале

И в Кремле обходят круг.

Самуил Маршак

*****

13.Бьют часы не раз, не два,

Много раз подряд.

То идут они едва,

То вперёд спешат.

А случается они

Правильно идут

И часы в такие дни

Ежечасно бьют.

Но порою устают…

Впору их винить.

Бить часы перестают –

Их несут чинить.

Генин М.

*****

14.Там, на мамином комоде,

Каждой ночью кто-то ходит!

Слышен лёгкий быстрый шаг

В тишине: тик-так, тик-так!

Я к Пушку: «Ну что ты спишь!

Может это всё же мышь?!»

Но зевает кот в усы:

«Это тикают часы!»

Ефимова Т.

*****

15.Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, —

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

— Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать…

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Из окошечка резного

Снова слышится: «Ку-ку!»

Мы в часы мячом попали,

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы сказали:

— Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Все понятно старику,

Старику часовщику.

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Сергей Михалков

ЗАГАДКИ О ВРЕМЕНИ…

1.Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

Ответ: (Дни недели)

***

2.Семь братьев:

Годами равные,

Именами разные.

Ответ: (Дни недели)

***

3.Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад.

Ответ: (Дни недели)

***

4.Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

Ответ: (Месяцы)

***

5.Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

Ответ: (Времена года)

***

6.Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.

Ответ: (Календарь)

***

7.Каждый день роняет листочек.

А как год пройдёт —

Последний лист отпадёт.

Ответ: (Календарь)

***

8.Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: (Время)

***

9.Оно длиннее всего на свете — и короче.

Быстрее всего — и медленнее.

Самое дробное — и самое неразрывное.

Его меньше всего ценят,

Но больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без него ничего не может быть сделано.

Когда его мало, оно пожирает всех и вся без следа,

А когда много — дает возможность вздохнуть спокойно. Что это?

Ответ: (Время)

***

10.Я напрасно не стучу,

Когда надо, разбужу.

Ответ: (Будильник)

***

11.Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот, —

Спать немедленно зовет.

Ответ: (День и ночь)

***

12.Стучат, стучат —

Не велят скучать.

Идут, идут,

А все тут как тут.

Ответ: (Часы)

***

13.Что может в одно и то же время;

Стоять и ходить; висеть и стоять, ходить и лежать?

Ответ: (Часы)

***

14.Не измерив — не узнаешь,

Но не зная — ощущаешь

А порою убиваешь.

Ответ: Время

* * *

15.Этот год живет всех дольше:

И часов и дней в нем больше.

Все мы ждем его прихода

Ровно раз в четыре года.

Ответ: Високосный год

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

РЕБУСЫ

 

ОБУЧАЮЩИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ «Учимся понимать время»

И конечно же, за развивающими игрушками и пособиями приходите в Развивайку)

Если наша статья была Вам интересна и полезна- поделитесь ею в социальных сетях со своими друзьями)))

Мы ВК https://vk.com/razvivaika14

Мы в Инстаграме https://www.instagram.com/razvivaika14.ru/ 

Наш сайт с полезной информацией: http://razvivaika14.ru

Смотрите также

Что такое Геоборд и в чем его польза?

Геоборд (geoboard) – это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоборда настолько широки, что использовать …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.