Домой / СТАТЬИ / Задержка речевого развития. Советы от логопеда.

Задержка речевого развития. Советы от логопеда.

Задержка речевого развития. Как избежать этого заключения.

Что под собой скрывает ЗРР? Задержка речевого развития – отставание речевого развития от возрастной нормы в возрасте до 3 лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно.

Причины задержки речевого развития.

ЗРР может вызываться биологическими и социальными причинами. Нужно понимать, когда ребенок не хочет говорить, и, когда ребенок не может говорить. Рассмотрим каждое направление.

Не хочет говорить:

  • Педагогическая запущенность — феномен «Маугли»;
  • Невостребованность речи (с ребенком не разговаривают или угадывают его желания, не давая ему сказать).

Не может говорить:

  • Поражения и заболевания головного мозга (травмы, гипоксия, инфекционные заболевания);
  • Нарушение слуха;
  • Нарушена регуляция тонуса артикуляционной мускулатуры (дизартрия);
  • Не сформированы корковые речевые центры и связи между ними (алалии).

Чтобы лучше понимать специфику данного нарушения, необходимо ориентироваться в нормах речевого развития ребенка. Обязательными критериями оценки речи ребенка являются:

Первый год

Экспрессивная (активная) речь: гуление, лепет, отдельные простые слова (10-15 слов).

Импрессивная (пассивная, восприятие речи других) речь: формирование пассивного словаря. Появляется язык жестов.

Психическое развитие: на первом году усложняется от первой улыбки в месяц до дифференцированных эмоциональных реакций, избирательной улыбки, распознавания свой-чужой. Начинает понимать обращенную речь, развивается звукоподражание, стремление повторить за взрослыми, игровая и манипулятивная, предметная деятельность.

Второй год

Экспрессивная речь: расширение активного словарного запаса, формирование фразы.

Импрессивная речь: значительное увеличение пассивного словаря.

Психическое развитие – понимает обращенную речь на бытовом уровне. Развивается игра по подражанию. Знает основные цвета, понятие большой – маленький, формы. Начало формирования навыков опрятности (самостоятельно ест, пьет, одевается-раздевается).

Третий год

Импрессивная речь – ребенок понимает обиходную речь, начинает понимать абстрактную, содержание сказок.

Экспрессивная речь: многосложные предложения, предлоги, падежные окончания.

Психическое развитие: о себе говорит от первого лица. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Эмоциональные реакции избирательны и дифференцированы. Знает цвета и оттенки, сравнительные категории, начинает устанавливать причинно-следственные связи. Формируются навыки самообслуживания (совершенствуется качество выполнения).

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Речь: идет развитие речевых конструкций, связывание слов в предложении падежными окончаниями, увеличение словарного запаса до 3,5 тыс. слов. Осваивание звукопроизношения.

Психическое развитие: Сформированы навыки самообслуживания. Систематизация и обобщение. Знает свое имя, возраст. Легко запоминают стихи, понравившиеся рассказы, сказки, пересказ. Соотношение буква – звук. Слоги. Начало чтения. Понятие о счете в пределах 10. Усидчивость (ребенок может выполнять задание в течение заданного времени).

Если у вас возникают сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка, вы всегда можете обратиться к неврологу и логопеду за консультацией и профилактическим обследованием.

Профилактика задержки речевого развития.

Чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Я рекомендую начинать регулярные занятия деткам с 1-1,5 лет. Ниже я делюсь простыми и доступными советами, которые помогут вашему ребенку развить речь правильно.

  • Давайте ребенку много глаголов. Ведь весь смысл фразы ребенок передается именно глаголами. Явно никто не поймет малыша, если он попросит «пить», например, словом «Сова». Потому что ребенок не знает глаголов, что они обозначают и когда их можно применять.
  • Предлагайте простые бытовые слова, которые его окружают каждый день. Не требуйте чистого произношения слов «гараж, экватор и комбайн». Во-первых, чисто физиологически вашему чаду недоступны эти слова. Во-вторых, на данном этапе жизни эти слова не нужны никому.
  • Дайте волю для экспериментов ребенку. Хочет размазывать кашу по голове, пусть делает. Вы глаголы ему подсовывайте в этот момент, а муж вам валерианку.
  • Не закрывайте рот целый день. Говорите обо всем, что видите и делаете. Так вы пополняете пассивный словарь детёныша. Ещё у малыша будет мотивация тоже говорить. Ведь своими болталками вы покажете ребенку, что говорить это круто. А вот пальцем показывать на предметы — нет.
  • Задавайте малышу простые вопросы, на которые он сможет ответить «да, нет, буду, ещё и т.д.». Хороший вопрос: «Ты будешь пить?» Плохой вопрос: «Ты будешь дистиллированную или минеральную воду?»
  • Покажите ребенку какой есть богатый сенсорный мир. Пусть трогает разные текстуры, ковыряется в земле, песке, траве. Нравится вода? Отлично. Проводите различные эксперименты с ней: мочите бумагу, салфетки, картон, вату, ткань. Переливайте воду из одного сосуда в другой.
  • Не забывайте про песенки, потешки, массажики, плавание. Это все является составляющем для гармоничного развития ребенка. Ну а песенки подтолкнут малыша к говорению.
  • Не обходите стороной творчество. Делайте различные поделки вместе с ребенком. Точнее давайте возможность сделать ребенку аппликацию. Помните, вы поделку делаете не на конкурс, а развиваете ребенка. Поэтому если хочет малыш приклеить тучку криво, ну и пусть она будет кривая. Зато дитенок сделал это сам. Для него это был новый опыт.

Я поделилась с вами простыми способами по стимуляции речи ребенка. Не упустите важный момент. Ведь легче предупредить нарушение, чем его исправлять.

Валентина Никонова, логопед.

Инстаграм: @korporaciya_r

Онлайн-курс по запуску речи 3-7 лет:  https://www.instagram.com/p/B00ZGbwBiVn/?igshid=19a43ercrqdye

 

Смотрите также

Учимся лепить с малышом)

Лепка – это вид изобразительного искусства, так же как и рисование. Однако занятия лепкой малышу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.