Домой / ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЬКА / Обучение чтению. Тематическая неделька №4

Обучение чтению. Тематическая неделька №4

Здравствуйте, уважаемые родители!

Обучение чтению очень сложный и в тоже время простой, но долгий процесс, который можно разделить на несколько этапов.

ЭТАП 1. ОКРУЖЕНИЕ (1-3 года).

1. Подавайте пример.
В доме, в котором есть культура чтения ребенок сам потянется к книгам. Но читать вы должны не потому что надо, а потому что это интересно именно вам!
2. Читайте ребенку.
Пока ребенок не умеет читать — читайте ему вслух и чем раньше начнете это делать — тем лучше!
3. Знакомьте ребенка с книгой.
Первые книги малыша должны быть с яркими, красочными картинками и минимум текста. Рассматривайте с ребенком картинки, задавая вопросы — «А кто это нарисован?», «А где у кошки ушки» и т.д.
Малышам постарше можно после прочтения книги задавать вопросы о прочитанном: «Почему главный герой так поступил?», «Как ты думаешь, что было дальше?»

Также стоит ответственно подойти к выбору самой книги. Лексика в книге должна быть доступной для первого чтения — тяжелый слог, сложные и длинные слова, размер шрифта, обилие знаков препинания (например, в книгах где слова разбиты по слогам очень много дефисов, от которых рябит в глазах) затрудняют чтению малышу.

4. Окружите ребенка письменной речью, подписывайте рисунки своего ребенка, желательно его же рукой, и прочитайте написанное. Подписывайте все что можно и проговаривайте, так ребенок быстрее запомнит как пишутся слова.
5. Не торопитесь и закрепляйте успех.
Не торопитесь и не заставляйте ребенка — не лишайте его детства! Обучение должно идти между делом, а при каждом успехе ребенка искренне хвалите его и поощряйте за особые успехи!

В обучении чтению все сложно и просто одновременное, главное, что требуется от родителей — терпение и внимательность к своему ребенку- его потребностям и интересам!

ВАЖНО! На интерес к чтению негативно влияет обилие телевизора и компьютерных игр у ребенка.

ЭТАП 2. ИГРАЕМ! (3-5 лет)

 

Обучение чтению следует начать, когда у ребенка появится желание, интерес к буквам (примерно это 3-4 года, но у всех по-разному, кто-то проявит интерес и в 2 года).

Вот «первые звоночки»: ребенок спрашивает «Какая это буква? А что здесь написано?»; делает вид что читает-водит пальчиком по буквам и что-то лепечет; сам пытается что-то писать.

Если вы видите нарастающий интерес, смело приступайте к играм с буквами. Для первого знакомства с буквами используйте ассоциации, побольше задействуйте пальчики. Когда ребенок слепил букву, он ее быстрее запомнит,чем просто ее показать и назвать.

Игры на буквы, слоги, слова; игры на чтение. 

  1. Подписывайте рисунки ребенка его же рукой (возьмите его руку в свою и начинайте писать печатными буквами и проговаривайте написанное). Одновременно обучаете ребенка правильно держать ручку. 
  2. В игре подписывайте предметы, например, если угощаем игрушки чаем, пишем карточки «чай», «мишка», «пьет» и т.д. разложите карточки возле этих предметов, далее можно из этих карточек составить предложение «Мишка пьет чай»и т.д.
  3. Пусть у ребенка будут кубики с буквами или карточки (из них можно составлять слоги и слова), пусть даже ребенок сам не сможет, вы составляете и читаете, ребенок все равно будет запоминать. Играйте со словами, меняйте буквы в словах (кот-рот)
  4. Создавайте свои книжки, сделайте схематичные рисунки и подписывайте их (слова должны быть короткие, простые, знакомые ребенку).
  5. Найти (обвести,подчеркнуть) знакомые слова.
  6. Шнуровка с буквами. Нанизывайте буквы (или слоги) на веревочку, прочитывая их.
  7. Используйте раскраски с буквами и простые прописи.                                    
  8. Используйте карточки со словами, из них можно составлять предложения.
  9. Словесные игры
  10. Настольные игры с буквами,слогами,словами (сейчас выпускают много обучающих игр)
  11. Выкладывайте буквы из счетных палочек, веточек, крупы, слепите, нарисуйте изучаемые буквы.
  12. Игры с магнитными буквами: Буквы ходят в гости «м»+»и»= «МИ». Игра в лифт, как буквы поднимаются друг к другу в гости и образуют разные слоги; составляйте небольшие кроссворды из букв.
  13. Что это за буква? Покажите ребенку элементы букв, он должен их угадать и дописать. 
  14. Игра «Найди лишнюю букву». Вариантов много (среди согласных-найти гласную; среди одинаковых найти лишнюю, различие по цветам и т.д.)
  15. Игра «Кодовый замок». Пишем в квадратике гласные буквы, например:                            нужно их очень быстро прочитать.
  16. Игра «Столбики». Повторные буквы соединяем, лишние зачеркиваем.
  17. Мы читали, мы читали. Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы животные: корова, коза, баран, тигр, собака, кошка, цыпленок и т. д.
    1 Вариант
    • Под каждой картинкой или около нее написаны короткие слова: МУ, БЭ, ME, Р-Р, ГАВ, МЯУ, ПИ и т. д. Ребенок должен «прочитать» их.
    2 Вариант
    • Слова написаны в произвольном порядке — ребенок должен провести карандашом стрелочку от слова к нужному животному.
    Такое же задание можно проделывать с другими изображениями — с часами (тик-так), поездом (ту-ту), водой (кап-кап) и т. д.или сделать вот такие окошечки.
  18. Игра «Спасай-ка». Придумайте любую сказку, в которой ребенок должен кого-нибудь спасти, прочитав слова, фразы или слоги — это зависит от уровня подготовки к чтению. Например, зайке нужно попасть в свой домик, чтобы спастись от волка. Попросите ребенка прочитать три слова, написанные около трех домов: мясо, сыр, морковка. Ну а где домик зайца, ребенок догадается, прочитав их.
  19. Игра «Почтальон». Пишите ребенку небольшие записки, ему станет интересно, что же на них написано, это побудит ребенка побыстрее научиться читать.
  20. Игра окошки, похожа на игру «лифт», буквы ходят друг к другу в гости и образуют разные слоги, как на картинке. 
  21. Игра «Слоговая рыбалка», нечто похожее я нашла в интернете, но адаптировала под своего ребенка и вот что у нас получилось:

На этой игре остановлюсь подробнее: Для создания такой рыбалки нам потребуется плотный цветной картон, плотная пленка (от файла или папки), ножницы, швейная машинка или клей (скотч).

Далее рисуем рыбок любого размера или скачайте шаблон с интернета. Вырежьте из картона рыбок (можно сделать разного размера, разного цвета, смотрящих в разные стороны),  далее их можно укрепить скотчем или заламинировать, можно не укреплять, но они прослужат не очень долго. Потом я пришила машинкой кармашки из пленки по краям (как вариант приклеить клеем или скотчем).

Напечатайте или напишите от руки слоги такого размера, чтобы они помещались в эти кармашки (гласные буквы можно выделить красным цветом, но это не обязательно) и вложите их в кармашки. Все, игра готова. Можно сразу на рыбках написать слоги, но кармашки мне понравились тем, что слоги можно в любое время поменять, а не делать заново новую рыбку. Начинайте с простых слогов, по мере обучения слоги можно усложнить.

Как играть данной рыбалкой:

  1. Повтор цветов (+изучать цвета по английски)
  2. Счет (считаем рыбок; сравниваем каких больше, каких меньше, на сколько?; можно напечатать одинаковые слоги и попросить ребенка найти пару; также можно изучать счет по-английски)
  3. Повтор понятий: лево,право,выше,ниже, под,на…например, какой слог находится НАД слогом «МИ»? Ребенку нужно найти слог «МИ» и сказать какой слог находится НАД ним. Так же и с другими предлогами.
  4. И конечно же, чтение слогов)))). Найди рыбку, которую зовут «ЛА»…какого она цвета, куда смотрит (влево и вправо), если задания очень просты и легко даются-можно по-английски спрашивать. Как вариант, доставить слоги из кармашков и составлять из них слова.
  5. Возможно, вы придумаете свои игры…эта рыбалка очень многофункциональна. Все ограничивается вашей фантазией.

С данной рыбалкой я познакомила ребенка в 5 лет (хотя надо было раньше, т.к. буквы она знала уже в 2 года, а сочетать их в слова никак не давалось. Мы учились по букварю Жуковой, по было как-то скучновато и когда начали играть в рыбалку дело пошло!!! Это было увлекательно, интересно, обучение проходило в игре, поэтому слоги освоились намного быстрее.

Ни к воем случае не принуждайте ребенка насильно что-то запомнить или прочитать.

Но помните несколько правил при обучению чтению:
— знакомство надо начинать с изучения гласных букв А, О, Э, И, У. Гласные Я, Е, Ю, взять позже;

— знакомя с какой-либо согласной буквой, подбирайте пары по твердости-мягкости (МА, МЯ) и по признаку звонкий — глухой (Б — П, Д — Т и т. д. );

— учить читать лучше сразу слогом (БА — ПА, БЯ — ПЯ и т.д.)

-при чтении слогов и слов обращайте внимание на ударение. Ударный слог всегда тянется. Ударная всегда — гласная буква. Важно научить ребенка правильно расставлять ударение в словах, это в будущем повлияет на осмысленность и беглость чтения.

— сложные буквы Ъ, Ь, Й, Ы, Э изучайте и добавляйте в слова в последнюю очередь.

-когда читаете ребенку вслух важно читать выразительно, со знаками препинания. Подавайте пример.

ЭТАП 3. СОЧИНЯЕМ! (5-6 лет)

Переходим к 3 этапу, когда ребенок уже может прочитать простые слова (1-2 слова подряд). Плавно переходим к чтению предложений.

Сочиняем вместе книжки, записываем, зарисовываем. Главное, чтобы был небольшой и несложный сюжет. Чтобы ребенку было интересно и чтобы он понимал прочитанное. Это важно!

Либо берем готовые книжки с крупными буквами и с небольшими предложениями.

ЭТАП 4. СОВМЕСТНОЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ! 

Когда ребенок может прочитать 1-2 предложения переходим к чтению книг.

Истории должны быть: короткие, интересные, с крупными буквами, без деления на слоги.

Когда ребенок сможет прочитать 1-2 абзаца можно переходить на обычные книги.

Рекомендации:

  • читать регулярно
  • интерес к истории
  • эмоциональный контакт
  • продолжайте читать ему, даже если ребенок научился читать сам.

В конце нашей тематической недельки, представляем вам очень полезный материал, это видео от Ольги Васильевны Лысенко «Как убрать слоговой чтение» (улучшить технику чтения у уже читающих детей.Очень рекомендуем посмотреть.

Статья написана на основании:

  • методики О.Н. Тепляковой (по этой методике я проходила обучение, документы здесь)
  • вебинаров О. В. Лысенко (педагог со стажем преподавания более 20 лет. Автор методик интенсивного обучения чтению, математике, каллиграфии, русскому языку.)
  • книги Никитиных «Мы и наши дети»
  • книги С.Лупан «Поверь в свое дитя»
  • собственного опыта

Эти, и многие другие пособия по обучению чтению Вы можете всегда найти в магазине умных игрушек Развивай-ка)

А также всегда в продаже:

  • обучающие карточки с алфавитом и словами
  • плакаты картонные и музыкальные
  • обучающие кубики
  • буквари и др.пособия для чтения
  • игры по обучению чтению, например:

Желаем вам пройти процесс обучения чтению легко и беззаботно с нашими советами!!!

А за обучающими играми и методиками приходите в Развивай-ку)))

Если статья была для вас полезна, поделитесь ее с друзьями в соц.сетях.

Мы ВК https://vk.com/razvivaika14

Мы в Инстаграме https://www.instagram.com/razvivaika14.ru/ 

Наш сайт с полезной информацией: http://razvivaika14.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.