Домой / СТАТЬИ / Развитие ребенка от 1 года до 2 лет

Развитие ребенка от 1 года до 2 лет

Перед тем, как говорить о развитии ребенка на втором году жизни, мы хотим еще раз напомнить:

Оценивая развитие ребенка в любом возрасте, помните, что много зависит от индивидуального развития! Малыши со спокойным характером, могут чуть медленнее развиваться в физическом плане, но уверенно идут вперед в познавательном, интеллектуальном. Активные малыши, скорее всего, быстрее начнут бегать, а вот посадить его почитать – может быть немного сложнее. Также подмечено, что девочки развиваются быстрее мальчиков. Развитие девочек идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного роста и прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу.

Ведущая деятельность малышей с 1 до 3 лет — это предметно-манипулятивная деятельность, т.е важно научить малыша манипулировать с предметами, показать,как пользоваться, для чего нужен тот или иной предмет. И общение, без него ни куда. Комментируйте все что делаете, рассказывайте, показывайте. Ведь малышам данного возраста нужно все копировать, повторять за взрослым. Поэтому будет преобладать совместная деятельность малыша и взрослого. Ведь ребенок еще не умеет играть самостоятельно.

В действиях ребенка будет преобладать отобразительная игра, т.е. малыш будет повторять ваши действия. Только после 2 лет начнется формироваться сюжетная игра, а после 3 лет-сюжетно-ролевая.

Физическое развитие

 К концу второго года ребенок весит от 9,2 до 13,8 кг, рост – от 78 до 91 см.

— главное достижение в этом возрасте – самостоятельная ходьба.

Постепенно малыш обретает уверенность, умеет держать равновесие и перестает опираться на окружающие его предметы. Научившись ходить самостоятельно, малыш еще может быстро уставать и опускается на четвереньки, чтобы отдохнуть. Сложные участки пути преодолевает ползком. Эти навыки ребенок должен получить примерно до 15 месяцев. Затем кроха осваивает новый этап: учится менять направление движения (ходит не только вперед, но и назад) «без заносов на поворотах», препятствия – просто перешагивает, подняв ногу (примерно к 18 месяцам). Это умение позволяет пробовать подниматься по лестнице  (держась за перила или руку взрослого, поднимает одну ножку, потом подтягивает к ней другую). При этом подниматься вверх малышу проще, чем спускаться вниз. Ближе к 2 годам малыш уже бегает, умеет стоять на носочках (и даже делает несколько шагов) и на одной ноге. Также после 1,5 лет ребенок должен уметь бить по мячу ногой, кидать мяч в крупную цель и подбрасывать его вверх (поймать пока не удается).

— к 15 месяцам должен уметь наклоняться, не заваливаясь, чтобы поднять предмет, к 2 годам сидит на корточках, не заваливаясь.

— улучшается точность движения рук – ребенок может нарисовать короткие штрихи, загогулины, точки.

— к полутора годам ребенок умеет раздеваться – стянуть с себя носки, ботинку, шапку и др. легко одевающиеся предметы. К 2 годам начинает частично одеваться.

— ребенок приобретает простые бытовые навыки – помоет руки, размешает сахар в кружке и т.д.

— пищевое поведение: умеет пить из чашки, пытается есть самостоятельно (к концу второго года – ест самостоятельно, в т.ч. и жидкую пищу), можно учить пользоваться вилкой. В начале второго года жизни держит ложку в кулачке, к концу – старается держать правильно между большим и указательным пальцем.

— примерно в 1,5 года умеет проситься на горшок.

 

Для развития сенсомоторной активности и развития координации желательно иметь: качели, качалки, сенсорные дорожки (ортоковрики), мячики, кольцебросы, каталки, велосипед, спорткомплекс/шведская стенка).

Познавательное развитие

— ребенок активно копирует действия взрослых и подражает им. Но не всегда ребенок понимает их смысл.

— к 2 годам малыш должен различать основные антонимичные понятия (большой-маленький, толстый-тонкий, холодный-горячий и т.д.), а также различать цвета (красный, зеленый, синий и желтый), формы (квадрат, круг, треугольник).

— может выполнить поручение, состоящие из нескольких последовательных действий.

— запоминает четверостишия и потешки, с интересом слушает сказки.

— понимает и исполняет понятия «можно» и «нельзя»

— к этому возрасту ребенок должен уметь соединять части (2-3 детали);

— построенные башенки из кубиков все выше и выше, а пирамидка собрана в правильной последовательности.

— ближе к 2 годам в игре использует предметы-заменители. Вместо тарелки – картонка, вместо машины – кубик и т.д.

— ребенок сам умеет планировать игровую ситуацию из ограниченного количества предметов. Покормит куклу, если рядом будет тарелочка, и расчешет ее, если рядом будет расческа. Также ближе к 2 годам. Развивается целенаправленная деятельность. Ребенок стремится к получению результата.

— если в начале второго года жизни перелистывает сразу несколько страниц книги, то к концу второго года – перелистывает по одной и аккуратно.

— к концу 2 года жизни начинает задавать вопросы – «Кто это?», «Что это?».

 

Важно понимать, что формирование интеллектуального развития зависит от развивающей среды. Т.е. чем разнообразнее окружающая среда, чем больше ребенок слышит, видит, чувствует и делает, тем быстрее он развивается в интеллектуальном плане. 

 

Эмоционально-социальное развитие

— кризис первого года – ребенок начинает активно отстаивать свои интересы, но все также нуждается в родительской любви и понимании. К 2 годам проходит.

— учите ребенка распознавать свои эмоции (грусть, обида, радость и т.д.) и помогайте ему проживать их.

— учите ребенка играть со сверстниками не мешая друг другу, просить игрушки и делится ими (если ребенок против — не заставляйте), быть вежливым в общении.

— знает собственное имя, может высказаться о себе в третьем лице;

— к концу второго года начинает говорить о себе «я».

-игрушки малыша становятся все сложнее, и при первой «встрече» необходимо рассказать малышу об игрушке, познакомить с ней и показать что делать.

— начинает понимать мальчик он или девочка. Проявляет интерес к соответствующим занятиям.

 

Развитие речи

-в период от 1-2 лет ребенок понимает речь взрослых.

-до 1,5 лет малыш выделяет корни слов «ма», «па».  Активно пополняется пассивный словарь.

-к 1,5 годам активный словарь состоит из 30-100 слов.

-с 1,5 лет активно возрастает активный словарь. К 2м годам малыш говорит до 300 слов, появляются первые предложения из 2-3 слов.

— развитие речи и пассивного словаря зависит в первую очередь от языкового окружения малыша. Поэтому чаще разговаривайте, не коверкайте слова. Рассказывайте, побуждайте к общению.

-обобщений не понимает, воспринимает только отдельные слова. (т.е. не поймет «Убери игрушки», а нужно сказать «Давай положим куколку спать», «Поставим машинку в гараж»)

— умеет менять и активно использует интонацию, темп речи, силу голоса.

— комментирует свои действия (мою руки), высказывает свои потребности и желания (хочу лошадку)

— к 2м годам в речи появляются правильные названия предметов, «машина» вместо «би-би» и т.д.

— знает и может правильно показать и назвать предметы, которые окружают его ежедневно.

 

Важно много читать ребенку, рассматривать картинки, рассказывать,  обсуждать увиденное и прочитанное. Так пополняется пассивный словарный запас ребенка.

По сказкам дети учатся фантазировать, сопереживать, преодолевать препятствия. В детских книгах очень важны иллюстрации, т.к. малыш до 3х лет сосредотачивается на сказке пока есть интерес, как только интерес пропадает, утрачивается и внимание. Чем ярче и понятнее картинки, тем малышу проще сконцентрировать внимание. 

Слушание сказок развивает слуховое восприятие, усидчивость, воображение, усваивается грамматический строй языка, обогащается словарный запас, развивается зрительное восприятие и зрительная память, прививает любовь к чтению. 

 

Игры/Занятия/Упражнения

— уча малыш ходить самостоятельно, приобретите ему различные игрушки – каталки. С их помощью, малышу проще держать равновесие.

— для отработки навыков «поворотов» устраивайте дома лабиринты, на прогулке учитесь обходить крупные предметы – лавки, камни т.д.

— для развития навыка перешагивания – разложите на полу листы бумаги, предлагая ребенку походить по ним, наступая то на один, то на другой. Постепенно увеличивайте высоту препятствия до 15-20 см.

— побольше ходите по пересеченной местности – в горку и под горку, по кочкам и ямам, для совершенствования навыков прямохождения;

— игры с мячом – очень полезны для физического развития, а также помогают улучшать координацию движений, глазомер, точность движений и т.д.

— от пальчикового рисования можно переходить к рисованию карандашами и фломастерами, красками.

— чтобы поощрять малыша самостоятельно одеваться/раздеваться приобретите максимально простую и удобную одежду, покажите малышу простые и эффективные способы ее одевания.

— малыши в этом возрасте любят игры с крупами, мукой, мелкими бытовые предметами (нитками, пуговицами, прищепками) – сделайте эти игры безопасными, тогда малыш отлично разовьет мелкую моторику, что положительно скажется на его интеллектуальном и речевом развитии.

— отлично помогает в физическом развитии шведская стенка. При возможности установите дома, но разрешайте малышу  забираться на нее только в вашем присутствии.

— занимайтесь различными видами творчества

— играйте с песком, крупой, делайте сенсорные коробочки.

— играйте в пальчиковые игры.

-в данном возрасте можно изучать форму, цвет и величину. Причем, малыш будет сначала узнавать предмет по форме и величине, и потом уже по цвету.

Игрушки

— главные игрушки годовалого малыша – бытовые предметы – кроха готов часами изучать крышки от кастрюль и тюбики с кремами. Если предмет не представляет опасности для ребенка – не запрещайте ему изучать его, покажите как с ним обращаться, расскажите для чего он нужен. Не отбивайте у ребенка тягу изучать неизведанное. Можно создать такие сенсорные коробочки, например, в корзинку (контейнер) положить расческу, губку для мытья, мячик, тряпочки, ложки. (Чем разнообразней текстура-тем лучше). И дайте ребенку , пусть перебирает (главное-безопасность предметов).

— мячи, каталки, качалки, санки, кегли – для развития двигательной активности.

—  матрешки, кубики, пирамидки, сортеры, шнуровки и мозаика для изучения размеров, форм и цветов и развития мелкой моторики. Через все эти игры идет развитие предметной деятельности.

— музыкальные игрушки – барабаны, бубны, ксилофоны и т.д.

— игрушки для творчества – мелки, пластилин, краски, карандаши,тесто и т.д.

— игрушки, помогающие изучать окружающий мир – посудка, куклы, животные, машинки и т.д.

-бизиборды и текстильные книжки.  Их можно сделать и самостоятельно.

-очень полезны игры Никитина «Сложи узор», «Уникуб»

-рамки-вкладыши Монтессори — развивают мелкую моторику, наглядно-образное мышление, ориентацию на плоскости.

Чем разнообразнее игрушке по форме и фактуре – тем лучше!

 

Все игрушки и пособия должны побуждать малыша к исследовательской деятельности. А также к сенсорной активности, формировать ручные умения.

Открыть, закрыть, отлепить, прилепить, развязать, захватить, понаблюдать что будет, если…и важно, чтобы это было безопасно.

Вам стоит насторожиться, если:

— Малыш до сих пор любит бросать предметы на пол один за другим. Если малыш «застрял» на этом этапе — необходимо тщательно проверить, не отстает ли ребенок в других видах умственной деятельности.

— Малыш продолжает тянуть предметы в рот. К этому возрасту ребенок должен понимать съедобный предмет или нет и не стремится попробовать его на вкус. Иногда, при прорезывании остальных зубов ребенок может брать в рот игрушки, чтобы потереть ими десны – это вариант нормы. Но обычно видно, что ребенок взял предмет не для того, чтобы попробовать его на вкус.

 

Разнообразие игрушек и пособий для данного возраста и не только вы найдете в магазине умных игрушек Развивайка)

Наш адрес: г. Алдан, ул. Октябрьская 2 (ТК Медведь), 2 этаж.

Режим работы:

пн-пт с 10.00 до 19.00

сб и вск. с 10.00 до 18.00

С заботой о вас, магазин Развивай-ка! 

Смотрите также

Учимся лепить с малышом)

Лепка – это вид изобразительного искусства, так же как и рисование. Однако занятия лепкой малышу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.