Домой / СТАТЬИ / Развивающие методики. Плюсы и минусы.

Развивающие методики. Плюсы и минусы.

В современном мире очень популярно раннее развитие детей. Причем мало кто понимает, что такое это самое раннее развитие, а множество существующих методик только усугубляют этот процесс.

В этой статье мы хотим рассказать вам о самых популярных из методик, о их плюсах и минусах, чтобы вы смогли выбрать тот, что подходит вашему ребенку!

Помните, что идеальной методики раннего развития нет, и быть не может, потому что все детки разные – как по характеру, так и по способностям!

Методика Монтессори

  

Одна,пожалуй, из самых популярных методик. Методика была разработана Марией Монтессори для деток, имеющих проблемы в развитии. И так хорошо себя проявила, что стала использоваться для всех детишек.

Возрастное ограничение: 3+. Но многие последователи этой методики считают, что занятия будут интересны деткам от 1 года.

Основной принцип методики – Дай мне это сделать самому! 

Для занятия по этой методике прежде всего необходимо организовать дидактическую среду, благодаря которой ребенок и развивается. В нее должно входить как можно больше разнообразных игрушек и материалов для развития. При этом, все из них должны быть у ребенка в свободном доступе и ребенок сам определяет с чем он хочет играть в данный момент времени.

В методике существует ряд правил (которые пригодятся ребенку и во взрослой жизни):

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Роль учителя в данной методике – пассивна. Основной постулат – наблюдение за ребенком и не вмешательство в его дела, пока он сам не попросит.

В организованных классах по методике Монтессори обычно выделяют 5 зон:

  • Зона практической жизни. В этой зоне ребенок отрабатывает навыки практической жизни, которые учат ребенка заботится о себе. Например, налить воду, застегнуть пуговицу, порезать фрукты, завязать шнурки и т.д.
  • Зона сенсорного восприятия. Предназначена для развития органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
  • Зона математики. Здесь собраны материалы, предназначенные обучить ребенка основам математики.
  • Зона языкового развития. Здесь детки учатся читать и писать. Много внимания уделяется развитию мелкой моторики.
  • Зона естественнонаучного (“космического”) воспитания. А в этой зоне ребенок изучает окружающий мир.

Плюсы методики

Минусы методики

+ хорошее развитие за счет постоянной тренировки навыков с помощью стимулирующих материалов − не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков
+ методика развивает левое полушарие, отвечающее за логику, моторику, аналитические способности − мало внимания уделяется физическому развитию детей (хотя некоторые современные центры вводят дополнительную зону развития)
+ большой выбор дидактических материалов, которые позволяют детям свободно обучаться, пробовать себя в различных сферах − в классической методике нет места игрушкам и сказкам, а также ролевым играм. Мария Монтессори считала, что от них нет никакой практической пользы. Но это далеко не так)
+ развитие мелкой моторики
+ развитие навыков самодисциплины
+ развитие навыков самообслуживания
+ малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, в своем темпе

Методика Домана

 

Эта методика разработана американским военным врачом Гленом Доманом, который работал с детьми с травмами мозга. Он исходил из убеждения, что мозг ребенка полностью сформирован к 7 годам, большая его часть – к 3. Он был уверен, что только в этот период обучение будет эффективным.

Методика рассчитана на формирование высокого интеллекта у ребенка. Основной дидактический материалкарточки стандартного размера, на которых пишутся слова, точки, математические примеры, приклеиваются изображения животных, растений и т.д. Карточки, при этом, разделены на тематические серии.

При этом, карточки Домана имеют следующие особенности: слова на карточках пишутся целиком (т.е. ребенок изучает не отдельные буквы), вместо цифр наносятся точки (цифра 2 – две точки и т.д.). Все это выделено красным цветом на белом фоне.

Г. Доман предлагает следующий способ для занятий с карточками: показывать ребенку карточки в течении дня и называть то, что на них изображено. при этом, карточки нельзя давать ребенку в руки и систематически карточки менять (для этого у него существует отдельная методика).

Основные принципы и правила обучения методики Домана, которые можно использовать в повседневной жизни:

  • Радуйтесь успехам малыша и хвалите его.
  • Учите своего ребенка лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
  • Будьте организованы и последовательны, проводите регулярные занятия.
  • Если вам или вашему ребенку не интересно – прекратите занятия.

Плюсы методики

Минусы методики

+ дети запоминают большое количество информации − не применяя знания, дети также быстро их забывают
+ карточки тренируют зрительную память − пассивный способ получения информации притупляет любознательность и инициативность
+ доступность, домашние занятия с мамой − не учат логически мыслить, анализировать, а также не уделяют внимания мелкой моторике, сенсорике и т.д.

Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – последовательница Г. Домана. Она взяла его методику, упростив ее и привнеся в нее эмоциональность и занимательность. Также, как и Г. Доман считает, что развитие ребенка начинается с самого рождения и уже с самых первых минут необходимо разговаривать с ребенком, не переживая что кроха чего-то не понимает.

Сесель Лупан не имеет педагогического или медицинского образования и ее система не рассчитана на то, чтобы вырастить из детей гениев или решить определенные проблемы воспитания. Ее основной принцип –  обучение должно приносить радость малышу и родителям. А учиться детям должно быть легко и интересно.

Сесиль Лупан поняла, что дети нуждаются не столько во внимании-опеке, сколько во внимании-интересе, который и помогает ребенку получать новые знания. Подробные игры и занятия описаны в книге “Поверь в свое дитя”. При этом, в ее книге нет каких-либо четких рекомендаций для занятий с детьми, т.к. она в своей книге дает следующий совет:

 “Нет смысла следовать абсолютно всем советам и выполнять все упражнения, разработанные мною, так как то, что подходит одному ребенку, может оказаться совершенно непригодным для другого”.

Однако, выделяет несколько основных моментов: занятия не должны проходить по установленному графику, их не нужно планировать – так ребенок не потеряет интерес к занятиям, а родители могут проводить занятия в различных условиях. И в прекращении занятий на определенный срок нет ничего страшного, если ребенку они стали неинтересны.

Плюсы методики

Минусы методики

+ возможность заниматься дома с мамой − требует много времени на занятия с ребенком
+ всестороннее развитие интеллекта
+ активная симуляция органов чувств
+ уделяется внимание эмоциональной сфере ребенка
+ обучение построено на интересе ребенка

Методика Тюленева

      

Метод интеллектуального развития развития ребенка (сокращенно – МИРР), был разработан П. В. Тюленевым социологом и педагогом. МИРР – это целая система ускоренного обучения, которая затрагивает все области развития ребенка. Благодаря ей можно научить ребенка музыке, чтению, математике, рисованию, развить исследовательские и спортивные таланты.

Ее автор также убежден, что ребенка надо развивать с первых дней жизни – предоставлять ему как можно больше сенсорных раздражителей, чтобы мозг активно работал и формировался.

В качестве обучающего материала предлагается использовать азбуку МИРР, а также различные обучающие игры и пособия, созданные самим Тюленевым. При этом, занятия распланированы не только по дням, но и по часам.

Следуя этой методике, Автор обещает ускорение обучение детей в 5,10 и даже 20 раз, таким образом окончить среднюю школу ребенок может уже к 10-12 годам.

Плюсы методики

Минусы методики

+ не требует много времени − сложно достать дидактический материал
+ подойдут для каждого ребенка − не подтвержденная эффективность
+ разностороннее развитие − слишком строгие ограничения
− превалирование интеллектуальной составляющей
− не учитываются возрастные особенности
− ограничение свободы познания ребенка

Методика Шичида

   

Как и большинство из методик, она названа по имени своего разработчика – японского профессора Макото Шичида.

В основе методики лежит акцент на равномерном развитии обоих полушарий мозга и координировать их взаимодействие. А если учесть тот факт, что после 3-х лет влияние правого полушария уменьшается, уступая ведущую роль левому, то большее внимание уделяется, все таки, развитию именно правого полушария.

Посвятив более 40 лет изучению головного мозга, профессор пришел к выводам, что правое и левое полушарие мозга не только отвечают за свои сферы деятельности и по-разному функционируют, но и:

Левое полушарие быстро обрабатывает информацию, но не хранит ее, в отличие от правого. Таким образом, левое полушарие всю необходимую информацию получает из правого.

Поэтому развитие именно правого полушария представляет собой безграничные возможности интеллекта и памяти.

Самый первый постулат методики Шичида может удивить, но профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребенка всегда лежит родительская любовь.

Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном.

Для ее выражения он предлагает следующие методы:

  • частые и крепкие объятия
  • внимательное и чуткое отношение
  • правильный настрой

Шичида предлагает развитие правого полушария за счет цикла коротких разнообразных заданий. На решение одного задания должно уходить не более 5 минут. Самый важный возраст для развития по этой методике — с 3  месяцев до 3 лет.

Задания методики различны, некоторые из них достаточно сомнительны, поэтому многие родители выбирают только то, что вызывает у них доверие)

Плюсы методики

Минусы методики

+  развитие правого полушария, ответственного за творчество − наличие «сомнительных» упражнений
+ можно заниматься в любом возрасте. Доказано, что даже взрослые могут добиться хороших результатов. − методика предусматривает в том числе показ карточек, наподобие методики Г. Домана. Но на каждый день должны быть новые наборы карточек (по 100-200 штук) – очень трудоемко.
+ можно выбрать только те занятия, которые вызывают у вас доверие

Вальдорфская методика

    

Данная система основана на сложном философском течении, упор в котором делается на эстетическом и практическом познании окружающего мира, а не на интеллектуальном развитии. Так, до 7 лет запрещается нагружать ребенка заданиями, а читать и писать детей учат с 3-го класса (10-12 лет).

Все занятия по этой методике направлены на развитие личности, развитие способностей ребенка, его уверенности в себе. Поэтому занятия проводятся в мини-группах, в которых никого ни к чему не принуждают. Главный акцент в воспитании делается на художественной деятельности детей, развитие их фантазии. Эта система запрещает использование современной цифровой техники (ТВ, смартфоны, компьютеры и т.д.), считая, что она пагубно влияет на духовное и физическое развитие.

Обучение делится на три этапа в соответствии с возрастом детей:

  • ребенок до 7 лет получает новые знания и умения через подражание;
  • с 7 до 14 лет подключаются чувства и эмоции;
  • с 14 лет дети “включают” логику.

Плюсы методики

Минусы методики

+ развитие независимости − отсутствует подготовка к школе
+ упор на развитие творческих способностей − не адаптирована к современности
+ психологический комфорт ребенка при занятиях
+ использование игрушек из натуральных материалов

Система Никитиных

   

Борис и Елена Никитины воспитали семерых детей и создали свою систему, которая заключается в естественном развитии, оздоровлении, формировании творческих способностей, трудовых навыков и развитии природных данных детей.

Никитины считали, что задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать. Поэтому они не давят на детей, принимают активное участие в детских играх, поощряя при этом детей самостоятельно мыслить и принимать решения. А если ребенок не справляет с какой то задачей – значит ее надо отложить, пока ребенок не подрастет.

Большое внимание в их методике уделяется здоровью и физическому развитию. При этом, дети занимаются столько сколько хотят, сочетая с другими видами деятельности по своему желанию.

По мнению Никитиных родителям следует избегать 2-х крайностей в воспитании – заброшенности, когда родители совсем не обращают внимания на воспитание своего чада, и “гиперопеки”, когда родители все решают за ребенка.

В основе методики – принцип НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Игры в этой методике были придуманы самим Борисом Никитиным, для освоения которых тоже существует главное правило – не показывать как надо. Малыш должен разобраться сам в игре от начала и до конца. Самые популярные игры: “Рамки и вкладыши”, “Сложи узор”, “Сложи квадрат”, “Уникуб” и другие. Играть в эти игры можно и нужно всей семьей.

Возраст для применения методики – все периоды раннего детства (начиная с рождения) до школьного возраста.

Плюсы методики

Минусы методики

+ развитие самостоятельности − не учит усидчивости (ребенку в любое время позволяется сменить вид деятельности)
+ умственное и физическое развитие − экстремальные методы закаливания
+ формирование творческого подхода к решению задач
+ игровая форма обучения
+ ориентирована на домашнее обучение (любой родитель может сделать ее образом жизни)

Метод Тепляковой

     

Ольга Николаевна Теплякова – профессиональный психолог. Ее учителями были многие талантливые педагоги и авторы уникальных методик раннего развития, в т.ч. семья Никитиных.

Основа обучения и развития в этой методике – это игра. В методике используются очень простые игры,в которых нет места не понятным образам.  Все, о чем говорится в игре, малыш может увидеть, почувствовать, потрогать.

В игре используется такой сюжет, вокруг которого выстраиваются все виды деятельности: наблюдение, взаимодействие с предметами, пение и музицирование, рисование, лепка, аппликация, математические операции, чтение и письмо.

Цель каждого короткого занятия – это максимально заинтересовать малыша. Для этого берется любая интересующая его тема из жизни, которая обыгрывается всеми перечисленными способами.

При этом развиваются игровые сюжеты, вокруг которых расставляются все возможные виды деятельности ребенка:

• Пение;
• Наблюдение;
• Лепка;
• Изготовление аппликаций;
• Музицирование;
• Рисование;
• Театральные постановки;
• Чтение;
• Математика;
• Письмо;
• Взаимодействие с предметами.

В методике нет указаний по частоте проведения занятий, потому что играть необходимо тогда, когда у вас есть настроение. И играть можно где угодно. Но есть определенные правила проведения занятий:

  • занятие должно быть не продолжительным (2-5 минут)
  • начинать стоит с активной или подвижной игры
  • сочетайте различную деятельность в одном игровом сюжете
  • обязательно хвалите малыша
  • привлекайте к занятиям других малышей
  • если игра понравилась ребенку – повторяйте ее, если игра не заинтересовала – откажитесь

Большинство игр Тепляковой рассчитаны на возраст от 3-х месяцев до 4-х лет.

Плюсы методики

Минусы методики

+  легкость в использовании
+ отсутствие значительных трат на реализацию
+ отсутствие строгих требований и временных ограничений
+ устанавливает тесную связь между родителями и детьми
+ Дает возможность познавать мир во время непосредственного контакта с его объектами
+ Способствует гармоничному и комплексному развитию ребенка

Методика Китаева и Трунова

   

Специалисты по детскому развитию Л. Китаев и М. Трунов разработали систему физического развития детей начиная с самого рождения. В своей методике они основывались на историческом опыте славян, которые подбрасывали грудничков, носили их подмышками, крутили за ноги, руки на подобие карусели т.д. Такая динамическая гимнастика, считают они, максимально задействует врожденные рефлексы и стимулирует развитие всех органов и систем ребенка. Подробно свою методику они описали в книге “Экология младенчества”.

Комплекс упражнений включает в себя упражнения для формирование и усиления мышц грудничка, массаж, элементы привычной зарядки и довольно экстремальные упражнения на совершенствование и развитие вестибулярного аппарата – подбрасывания, раскачивания, вращения ребенка, удерживаемого за ножки и ручки.

Авторы методики обращают внимание, что перед занятиями стоит учитывать особенности внутриутробного развития ребенка, протекание родов, учитывать развитие нервной системы ребенка и некоторые другие. И самое главное – выполнять упражнения можно ТОЛЬКО после как полностью изучена техника их выполнения!

Также, кроме динамической гимнастики, методика включает в себя акватренинг – младенческое плавание (водные тренировки) и бэби-йогу для малышей первого месяца жизни малыша. Эти 2 вида должны выполняться только опытными инструкторами!

Динамическая гимнастика актуальна для детишек до 1 года. Упражнения родители могут освоить самостоятельно, но лучше делать это под руководством инструктора.

Плюсы методики

Минусы методики

+  дети вырастают более ловкими и сильными − возможны травмы при неосторожном или неправильном выполнении упражнений
+ снижается количество травм в более взрослом возрасте за счет понимания возможностей своего тела − заниматься аква-тренингом и бэби-йогой можно только у профессиональных инструкторов

Методика Гмошинской

“Художники в памперсах” – так называется методика рисования, разработанная доктором медицинских наук и врачом-педиатром Марией Гмошинской. Данная методика подразумевает рисование пальчиками краской начиная с 6 месяцев (главное условие – чтобы ребенок уже умел сидеть), поэтому данную методику еще называют грудничковым рисованием. Ребенок может рисовать пальчиками или всей ладошкой, как правой, так и левой рукой.

Методика Марии Гмошинской не призвана сделать из ребенка художника, т.к. здесь важен не результат, а процесс. А именно он активно  способствует его гармоничному развитию ребенка:

  • эмоциональное, сенсорное и речевое развитие
  • развитие мелкой моторики
  • укрепление связи с мамой
  • развивается цветовосприятие ребенка, его память и воображение

Основные правила при организации занятия:

Во-первых, приобрести специальные краски, подготовить большой лист бумаги (чем больше-тем лучше (ватман или кусок обоев)) и организовать место для творчества (застелить клеенкой и т.д.).

Затем, обязательно предупреждаем малыша, чем мы сейчас будем заниматься, одеваем его в старую одежду или оставляем в памперсе. И даем свободу творчества) Родитель в данном случае занимает роль активного наблюдателя – поддерживает и хвалит, но не указывает что и как делать.

Если ребенок не заинтересовался красками стоит поменять роли- ребенок пассивный наблюдатель, а мама – активный художник)

Плюсы методики

Минусы методики

+  занятия проходят дома, с мамой − важна систематичность занятий
+ не нужны специальные знания и умение рисовать − много уборки)
+ более раннее интеллектуальное и эмоциональное развитие, развитие речи по сравнению с одногодками

ТРИЗ – методика

   

ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Возраст ребенка для занятия по методике – от 3 до 7 лет.

И если ее название ассоциируется у вас больше с какими-то научно-техническими методами, а не с воспитанием, то отчасти вы правы) Этот метод эффективно работает и в этой области – на ее основе даже построены некоторые компьютерные программы.

Но и в области воспитания эта теория дает свои результаты – развитие воображения, фантазии и творчества детей.

Главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации.

Главная цель методики – воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Педагогическое кредо “тризовцев” – каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

В процессе решения ТРИЗ-задач используется сразу несколько подходов:

  • метод мозгового штурма,
  • синектика (сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях),
  • морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения),
  • метод фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами) и так далее.

А самое главное, что в обычной жизни мы решаем множество ТРИЗ-задач. И сюжеты ТРИЗ-задач можно найти повсюду: Как включить свет в комнате, если выключатель находится высоко? Как раскатать тесто, если в доме нет скалки? и т.д. Предлагать к решению такие задачи можно ежедневно, в любое время и в любой деятельности.

В современном мире методы ТРИЗ становятся очень актуальны, т.к. именно нестандартные решения позволяют найти самые эффективные способы решения задачи. А также умение ориентироваться и вычленять главное из огромного потока информации — очень полезный навык во все возрастающем объеме информации, которую приходится обрабатывать нам каждый день.

Плюсы методики

Минусы методики

+  развитие творческого воображения − наличие сложной терминологии
+ приобретение навыка мыслить системно
+ развитие интеллектуальных способностей
+ развитие навыков анализа, сопоставления, сравнения

 

Итак, что можно сказать в заключение? Методик -много, каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Что подойдет именно вашему ребенку – решать только Вам. Возможно, что то из описанных методик, вы используете в воспитании и развитии своего ребенка на интуитивном уровне.

А если, вы не хотите, следовать определенной методике – это Ваш выбор! Из каждой методики можно взять то, что Вас привлекает! Главное – все делать с удовольствием и любовью к своим детям!

Магазин Развивайка!

Смотрите также

Учимся лепить с малышом)

Лепка – это вид изобразительного искусства, так же как и рисование. Однако занятия лепкой малышу …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.