Домой / СТАТЬИ / Учимся лепить с малышом)

Учимся лепить с малышом)

Лепка – это вид изобразительного искусства, так же как и рисование. Однако занятия лепкой малышу даются намного легче, поэтому многие педагоги рекомендуют приучать малыша к изобразительному искусству именно с лепки.

Занятия лепкой –один из лучших способов для развития мелкой моторики, т.к. позволяют максимально прочувствовать каждое движение кисти и пальчиков. В процессе лепки отлично развивается гибкость суставов, что в будущем поможет малышу в рисовании и письме. Активное воздействие на подушечки пальцев (отрывание мелких кусочков, вдавливание мелких предметов и т.д.) оказывает влияние на деятельность мозга – развитие памяти, внимания, мышления и речи.

В процессе лепки идет активная мозговая деятельность – чтобы получить результат необходимо его представить (воображение), проанализировать (выделить части, определить их цвета, размеры и т.д.), спланировать работу (разбить работу на части, определить, что делать в первую очередь, а что следом) и т. д. Все это предполагает также, что малыш учится самостоятельно принимать решения – это один из этапов развития самостоятельности.

Лепка поможет выучить/закрепить/запомнить/повторить цвета, размеры и формы предметов. Особенно легче малышу усвоить понятия формы предмета, т.к. легче понять, что такое шар, если скатать его самому. В отличие от рисования, где шар изображается в плоскостном виде (круг).

Лепка – один из видов продуктивной деятельности – в результате которой получается готовый продукт – а значит, учит усидчивости, умению доводить дело до конца и формирует способность гордиться собой (видит и оценивает результат своего труда, демонстрирует взрослым и получает похвалу и одобрение).

А еще, лепка влияет не только на мыслительную деятельность, но и на психику ребенка. Доказано, что она обладает успокаивающим эффектом. Это немаловажно для тех ребятишек, кто не может усидеть на месте и часто капризничает.

Материалы для лепки

Материалом для лепки может служить как пластилин, так и тесто, глина и др. подходящие материалы (в детских магазинах представлен большой ассортимент таких материалов).

 Тесто, конечно же, – самый безопасный материал, если пробовать его на вкус) Глина – тоже отличный природный материал. Если вы выбрали пластилин – то лучше выбирать обычный без дополнительных добавок, особенно вкусовых!!! – иначе ребенок будет его пробовать на вкус, а не лепить! Также смотрите на качество пластилина – он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким. Твердый ребенку трудно размять, а мягкому сложно придать форму.

Рабочее место

При лепке важно организовать рабочее место. Обычно игры с пластилином заканчиваются тем, что его (пластилин) приходится отмывать от рабочей поверхности (а может и не только от нее), с одежды и самого ребенка. Чтобы этого избежать заранее подготовьте рабочее место, застелив его клеенкой. Также подготовке досточку для лепки и влажную тряпочку (салфетки). Эти меры предосторожности помогут вам избежать лишней уборки, и помогут избежать постоянных одергиваний ребенка (по типу: «не трогай – запачкаешь»). Также эти правила приучают ребенка к аккуратности. В первое время вам самостоятельно придется подготавливать рабочее место, объяснять ребенку правила (что лепить можно только на клеенке), а также убирать рабочее место после игры. Но уже к 2 годам, ребенок должен знать правила, помогать маме подготавливать и убирать за собой рабочее место.

Кстати, доску для лепки лучше брать примерно размером с альбомный лист – маленькие доски не очень удобны для лепки с малышами.

Также, для соблюдения чистоты одежды наденьте ребенку фартук и нарукавники. А если боитесь и за чистоту пола – то и его застелите клеенкой заранее.

Перед тем как начинать занятия с малышом по лепке, ознакомьтесь со следующими правилами:

  • Вводите в занятия игровой сюжет. Для детей любого возраста. Мы не просто лепим цветочки, грибочки и т.д., а например, цветочки для куколки, грибочки для ежика и т.д. И обязательно доводим игровой сюжет до конца. Т.е., если лепим ягодку для медвежонка, то обязательно медвежонка ягодкой угощаем. (Важно! Не говорим: “Ежик попросил тебя…”, озвучивайте просьбу от имени самого ежика – ежик просит помощи, просит угостить чем-либо и т.д., сам ведет с малышом диалог и благодарит за помощь).
  • Все вылепленные изделия должны использоваться в дальнейшем для игры ребенка. Например, делаем овощи и фрукты для игры в магазин.
  • Если у ребенка что-то не получилось и он хочет сломать свою поделку – остановите малыша и покажите ему как можно все исправить.
  • Никогда не разбирайте поделку при ребенке! Это правило актуально для любых видов поделок ребенка и для любого возраста!
  • Если вы учите малыша новому приему лепки, то исследователи рекомендуют  следующий порядок действий:
    • Первый день – учимся скатывать шарик.
    • На следующий же день закрепляем освоенные ребенком умения по скатыванию шара: снова лепим с ребенком шарик (но уже в другом игровом сюжете).
    • Далее делаем перерыв 2-3  дня.
    • И снова лепим шарик (уже в третьем игровом сюжете).

Например, в первый раз мы делали шарик – колобок. Во второй раз это были шарики – мячики. В третий раз мы лепили шарики – клубки для котенка.

Такая схема признана самой успешной для освоения и быстрого закрепления нового умения малыша.

Можно этот прием использовать не только для лепки!

  • Помните, что от Вас, как родителя, потребуется полная вовлеченность в процесс лепки – во-первых, не стоит оставлять малыша одного во время этого занятия, а во-вторых – придется лепить самим и вместе с ребенком, чтобы показать приемы лепки и готовый результат.

Обучаем малыша лепке

Начинать занятия лепкой можно с самого раннего возраста – с последних месяцев первого года жизни малыша.

Путь обучения лепке самых маленьких деток такой:

  1. от знакомства малыша с материалом ( исследовательские действия)
  2. к использованию его по назначению (для лепки)
  3. и далее к развитию интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

1 этап. Ознакомление с материалом.

Необходим, что ребенок “привык” к материалу, исследовал его. Если пропустить этот этап, то ребенок не захочет лепить, а будет пытаться засунуть его в рот, как и все остальные предметы в этом возрасте)

Если ребенок боится прикоснуться к тесту – то начинайте играть с тестом сами, комментируя все свои действия. Малыш постепенно освоится и потянется к этому материалу, захочет с ним поиграть.

Дайте малышу возможность:

  • пошлепать по нему ладошкой: «шлеп-шлеп»,
  • нажать пальчиком и получить «дырочку» в кусочке материала,
  • подержать  кусочек в ручках и по-разному его помять,
  • пальчиком вжать в кусочек массы кусочек изюма (горох, фасоль),
  • смешать разные цвета и посмотреть, что получится при смешивании теста разного цвета.

Игровые занятия для этого периода:

«Покорми курочку и петушка».  Игрушечные курочка и петушок просят покормить их зернышками. Малыш отщипывает маленькие кусочки пластилина от целого куска и кладет их на тарелочку – «кормит» петушка и курочку. Гости его благодарят за угощение!

«Шлепаем ладошкой». Положите тесто для лепки на тарелку контрастного цвета – предложите ребенку пошлепать ладошкой по тесту: шлеп-шлеп-шлеп! Попробуйте делать в тесте дырочки пальчиком: «Вот ямка – бух! И вот ямка – пальчик в нее упал – бух! Бух!».

Норка для мышки (спрячь мышку от кошки)” – показать ребенку, как можно вдавливать пальцами вглубь в центре шарообразного кусочка пластилина, чтобы получилась «норка» — «ямка»)

Игра «Один – много». Спрячьте в кусок теста несколько предметов, например, орешки в скорлупе так, чтобы их кусочки были видны из теста. Предложите малышу достать их.

Игра «Ау».  Возьмите кусочек теста для лепки и спрячьте в него мелкий предмет, например, шарик. Скажите : «Спрятался мячик. Где ты? Ааауууу! Давай его вместе позовем: аааауууу! Мя-чик, а-у! Где мячик? Вот мячик! Нашелся!»

и т. д.

2 Этап – Использование по назначению.

Далее, осваиваем с ребенком основные приемы лепки (примерно на 3-ем году жизни)  – к ним относят раскатывание, сплющивание, скатывание, вдавливание, вытягивание и т.д.

Определения:

Раскатывание — формирование «колбасок» (цилиндров) из куска пластилина движениями «вперед — назад» (сначала ладошкой на столе, затем — между прямыми напряженными ладонями).

Скатывание — формирование шарика из куска пластилина круговыми движениями ладони по столу или круговыми движениями прямыми ладошками.

Соединение — прижимаем две части поделки друг другу и тщательно заглаживаем место стыка.

Вдавливание получение углубления в куске пластилина способом нажатия большим или указательным пальцем.

Отщипывание отделение небольшого кусочка пластилина с помощью большого и указательного пальцев руки (действуем пальчиками как щипцами). Сначала прижимаем и вытягиваем кусочек, а затем отрываем его.

Прищипывание — большим и указательным пальчиками оттягиваем кусочек от детали (получаем, например, клюв).

Сплющивание — сжимание куска пластилина для придания ему плоской формы. Небольшой кусочек сплющиваем  между указательным и большим пальчиками. Средний и большой кусок пластилина сплющиваем ладошкой.

Игровые задания могут быть следующими:

Скатывание колбаски:

  • лепим веточку для птички
  • лепим забор (например, надо построить забор, чтобы лиса не добралась до цыплят и т.д.)  – раскладываем колбаски на доске как забор
  • лепим елочку (длинная колбаска – ствол, коротенькие – веточки)
  • лепим домики
  • делаем змею – раскатываем длинную колбаску, изгибаем ее как змею, один конец змеи надрезаем – это ее рот, глаза можно сделать из семечек.
  • если на один край колбаски надавить посильнее – получим морковку для зайчика и т.д.

Соединение концов колбаски – делаем браслеты для куколок или лепим баранки

Скручивание колбаски – делаем улитку

Расплющиваем колбаску – делаем дорогу или реку

Скатывание шара:

  • лепим шарики
  • лепим колобка
  • лепим снеговика
  • лепим ягодки, фрукты, овощи (можно придавать фруктам большей реалистичности – в яблочке делаем небольшое углубление сверху и прикрепляем черенок (можно использовать веточку, а можно и слепить), клубничку чуть вытягиваем по форме, и т.д.)
  • лепим неваляшку
  • лепим гусеницу (соединяем несколько шариков в гусеницу, делаем глаза и рот)

Сплющиваем шар в лепешку –  делаем блины, коврик для кошечки, делаем солнышко (сплющенный шар – это диск, а лучи делаем из колбасок) и т.д.

Лепка животных и птиц. Лепим цыпленка – делаем два шара, накладываем один на другой, делаем глазки, хвостик (например, перышко), клювик делаем прищипыванием. Лепим мишку – лепим два шара. Один шар – туловище, другой – делим пополам. Одна половина – это голова (скатываем в шар), другую половину опять делим на две части и делаем из них колбаски – это уши.

3 этап. Развитие интереса к образу, который мы хотим передать в лепке.

Освоив основные приемы лепки, по сути, можно слепить что угодно. Но не многие дети способны самостоятельно придумать и слепить что-либо. Со многими ребятишками стоит обсуждать, что он хочет слепить, рассмотреть картинку или реальный предмет, обсудить его цвет, форму и т.д.

Пример такого разговора про птичку для лепки (автор – Р.Г. Казакова): «Потерял цыпленок маму-курицу, бегал, искал и прибежал к нам. Как он бежал? (на лапках). Устал, погладим его: «Ах, ты, маленький, желтенький! Что я погладила? (спинку, крылышки). На что похож цыпленок? На шарик! А теперь я что погладила? Головку! На что она похожа? На маленький шарик. Захотел цыпленок зернышки поклевать, стал искать зернышки. Чем он смотрит? (глазками). А чем зернышки клюет? (клювом). Помахал нам чем? (хвостиком)». После этого взрослый показывает, как слепить цыпленка, сопровождая все свои действия комментированием и вопросами: Что я вылепила? Круглое туловище. А это что за маленький шарик? Это голова, а это глаза. Цыпленок сразу увидел маму- курочку! Чем он ей помахал? Крылышками!»

Такая беседа поможет малышу разобраться в последовательности действий и закрепить знания, а вам поможет лучше узнать своего ребенка – увидеть пробелы в знаниях и подкорректировать их.

Также для полета творчества и фантазии вашего ребенка желательно  докупить дополнительные материалы – например скалку, чтобы раскатать ровный пласт или стек, чтобы аккуратно его разрезать. Также стеком удобно делать различные узоры.


 

И вряд ли занятия лепкой наскучат вашему ребенку, ведь из игр с пластилином можно придумать массу интересных занятий:

– оставлять следы на пластилине (делаем слепки монет, листьев, кружев и т.д.)

– можно сделать вазочку своими руками (облепить пластилином баночку и украсить)

– сделать картину из пластилина (например, на пласте пластилина сделать картину из крупы, семян, скорлупок, макарон, или же раскрасить картинку пластилином)

– можно слепить пластилиновую еду и посуду  для кукол (а поделки из глины или теста можно выпечь и тогда они будут использоваться в игре регулярно)

– играя с пластилином можно и буквы изучать, и счет, и цвета….

– лепить из пластилиновых жгутиков (чтобы сделать жгутики используем шприц без иголки, пластилин берем мягкий (из твердого не получится) и предварительно хорошо разминаем). Из пластилиновых жгутиков мы делали Снегиря. Мастер – Класс по ссылке  http://razvivaika14.ru/mk-snegir-iz-plastilinovyx-zhgutikov/

– лепка фигурок. С фигурками потом можно разыгрывать целые спектакли или даже снять мультик. Мы попробовали – смотрите что получилось по ссылке https://razvivaika14.ru/multfilm-svoimi-rukami/

– различные поделки из пластилина с использованием других материалов. Получаются отличные композиции!

В общем все ограничено только вашей фантазией!

          

   

   

 

Желаем Вам радостных мгновений в процессе лепки с детьми. Развивайтесь играя!

 

Все для лепки вы найдете в магазине умных игрушек Развивай-ка.

г. Алдан, ул. Октябрьская, 2 (тк. Медведь), 2 этаж.

Режим работы:

пн-пт с 10.00 до 19.00

сб и вск с 10.00 до 18.00

Смотрите также

Развитие ребенка от 1 года до 2 лет

Перед тем, как говорить о развитии ребенка на втором году жизни, мы хотим еще раз …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Copy Protected by Chetan's WP-Copyprotect.